Холст для акварели


Холст для акварели

Холст для акварели

Холст для акварели

Холст для акварели

На рынке художественных материалов широко представлены разнообразные виды бумаги из многих стран мира, отличающиеся типом поверхности и характером фактуры, размерами, весом и тональностью. Они представляют собой практически неиссякаемый источник материалов для работы художника. Сначала такое многообразие может его обескуражить, но постепенно здоровый рационализм помогает художнику превратить весь этот разноликий «бумажный» мир в упорядоченную систему.

Сырье

Основное сырье для бумаги — целлюлозное волокно, источником которого служит широкий диапазон растений. Растительное волокно перерабатывается в бумажную массу (пульпу), а определенные потенциально опасные и вредные вещества удаляются до начала процесса отлива листовой формы — собственно бумаги.

Различные растительные волокна обладают чрезвычайно разнообразными характеристиками, которые оказывают серьезное влияние на свойства и визуальные особенности бумаги. Высококачественные виды бумаги на Западе традиционно изготавливались из льняной ветоши. По мнению специалистов, льняное волокно прочнее хлопкового или любого другого альтернативного растительного волокна; но в настоящее время бумагу на основе чистого льна (с характерным для него натуральным цветом) можно найти крайне редко. Сейчас большинство производителей бумаги применяют хлопок, тогда как в прошлом хлопок использовался в виде обрезков хлопчатобумажной ткани от раскроя сорочек или в виде любой другой продукции — отходов текстильной и легкой промышленности (использовались даже предметы одежды, предварительно «избавленные» от пуговиц). Разработка искусственных видов волокна, таких, как нейлон, вискоза, искусственный шелк и других, а также их применение в составе хлопковых тканей сделало ветошь непригодной для производства бумаги, так как волокна этих искусственных материалов вызывают образование нежеланных прозрачных пятен в структуре бумажного листа.

В наше время для производства бумаги используется хлопковый пух, или линт. Он представляет собой волокно, остающееся на семенах после того, как были собраны наиболее длинные (от 2 до 6 см) волокна, применяемые для изготовления пряжи. Линт варьируется по длине в пределах от 2 до 6 мм в зависимости от количества срезов: при первом срезе получают наиболее длинные волокна, при четвертом срезе — самые короткие. Чем длиннее волокна, тем прочнее бумага. Линт наивысшего качества поставляется из южных районов Соединенных Штатов и Египта, и, как правило, производители бумаги приобретают его в форме отбеленных листов (как и древесную массу). Результаты отбеливания к этому времени исчезают, но некоторые производители осуществляют тестирование листов каждой поставляемой партии на предмет выцветания (обесцвечивания) и присутствия примесей с помощью ксеноновых ламп.

Другим типичным сырьем для производства бумаги является перетертая древесина — древесная масса. В прошлом ее не рекомендовали к использованию в качестве материала для высококачественных сортов бумаги, поскольку в ее составе содержались вредные желтеющие вещества, такие, как лигнин. Однако с организацией и вводом линий по производству фотографической бумаги потребовалась разработка новых, значительно более чистых составов древесной массы, и в настоящий момент так называемая «древесная целлюлоза» (изготавливается из химической древесной пульпы) может конкурировать с бумагой из хлопка по параметрам долговечности и прочности; на рынке появилась и хорошо зарекомендовала себя высокочистая акварельная бумага на основе древесной целлюлозы (например, марки Bockingford). При изготовлении некоторых видов акварельной бумаги используется смесь хлопкового линта и отходов производства чистой длинноволоконной пряжи хлопкопрядильных фабрик. Некоторые производители бумаги ручного отлива применяют в составе пульпы смесь натурального льна/хлопка.

Для производства бумаги «восточных» сортов используется широкий спектр растительных волокон: от коротковолоконного gampi (Wickstroemia shikoklana), дающего тонкую прозрач-ную бумагу с изящной гладкой отделкой, до длинноволоконного высокопрочного mitsumata (Edgeworthia papyrifera). Восточные виды бумаги проклеиваются растительными связующими веществами, изготовленными из мякоти растений и овощей.

Процесс производства

Вода играет огромную роль в производстве бумаги, и по этой причине многие крупные бумажные комбинаты расположены в непосредственной близости от ее естественного источника. Речная вода в районах известняковых почв и холмов отличается высокой чистотой и перед использованием требует лишь механической фильтрации.

Превращение в бумажную (волокнистую) массу

Листы хлопкового линта или древесной массы поступают в гидроразрыватель (или бракомол) с водой и перемешиваются в течение 10 минут до образования взвеси волокон и воды. Данная взвесь накачивается в накопитель для хранения и затем проходит в «мельницу», т. е. через систему очистителей-рафинеров — агрегатов конической формы с фиксированным внешним конусом, к которому с внутренней стороны прикреплены металлические стержни. Внутренний конус вращается и может передвигаться, поэтому расстояние между вращающимися стержнями на внешней поверхности и фиксированными стержнями внутри внешнего конуса можно тщательно и с точностью контролировать. Взвесь волокон и воды проходит между стержнями и подвергается легкой или тяжелой обработке в зависимости от требуемого типа конечной продукции. Процесс размола контролирует длину волокон и количество отдельных нитей, на которые расщепляется волокно. Эти тончайшие ниточки, вычесываемые из каждого основного и более крупного волокна, объединяются с нитями других волокон и в результате обусловливают прочность бумаги.

Что касается бумаги ручного изготовления (ее еще называют бумагой ручного отлива), то в процессе ее производства стадии образования волокнистой массы и размола совмещены; в процессе используется «ролл» — размольный станок (взбиватель) Hollander, чтобы измельчить массу и модифицировать волокна. Это позволяет лучше контролировать весь процесс размола.

Внутреннее проклеивание

Пройдя обработку в рафинере, масса поступает в бак для пульпы и уже оттуда, посредством мощного насоса и процесса постоянного проклеивания подается в бумагоделательную машину. На стадии использования насоса состав содержит 99 процентов воды и всего лишь 1 процент массы. В качестве внутреннего связующего вещества в смеси с пульпой лучшие производители используют синтетический вид с нейтральным показателем кислотности рН.

Новый вид связующего = алкидный кетеновый димер позволяет избежать вредных последствий старых смоляных/квасцовых клеевых составов. Этот процесс называется щелочным или нейтральным проклеиванием, так как осуществляется в отсутствии квасцов. Проклеивание. основанное на использовании жирных материалов = производных твердых животных жиров, «обязан» своей эффективностью химической реакции с целлюлозой волокна.

Молекула алкидного кетенового димера содержит два основных компонента = один из них притягивает молекулы воды, а другой = масло. Водная фракция соединяется с целлюлозой посредством водородной связи (целлюлоза по своей природе обладает гидрофильностью). тогда как жирная фракция оставляет на целлюлозе водоотталкивающее пятно. Степень гидрофобности (или водоотталкивающей способности) можно варьировать в соответствии с предусмотренным видом использования. В то время как традиционное связующее создает на основе водоотталкивающий слой алкидный кетеновый димер производит клеевой эффект, не закрывая пористую структуру волокон.

Внутреннее проклеивание и связующее контролируют абсорбцию листа и обусловливают возможность регулируемого поглощения («подбора») желатина, когда бумага = уже после ее формирования = проклеивается в ваннах. Акварельная заливка на бумаге полумеханического отлива (проклеенной только изнутри), как правило, абсорбируется поверхностью и плохо поддается корректировке в отличие от листа с поверхностным проклеиванием. Бумага ручного отлива (которая преимущественно проклеена изнутри) обладает более сильным внутренним связующим по сравнению с бумагой полумеханического или машинного отлива; последние нуждаются в дальнейшем проклеивании поверхности.

Бумага полумеханического отлива

Высококачественная акварельная и печатная бумага полумеханического отлива изготавливается на круглосеточной бумагоделательной машине (в процессе медленного движения). Волокно и вода накачиваются в ванну-бак. в котором вращается крупная цилиндрическая форма. Покрытие формы образовано тонкой проволочной сеткой, которая благодаря эффекту гравитационного всасывания вытягивает пульпу из бака. В данном случае волокна собираются на сетке более хаотично, что повышает прочность листа и придает ему более ровную растяжимость в любом направлении. Таким образом, данный вид бумаги более стабилен в отношении размеров по сравнению с бумагой полумеханического отлива. Лучшей в этом отношении является бумага ручного отлива, на поверхности которой направление волокон совершенно незаметно. Отливная кромка (или неровный край бумаги) = декель формируется естественным образом на каждой грани рулона, а искусственным способом = под прямым углом при использовании териленовой ленты, которая зазубривает бумагу и создает полосу разрыва, когда рулон преобразовывается в листы. Затем бумага проходит через пресс-секцию на поверхности войлока или одеяла, которые придают ей характерную фактуру. Для создания более фактурных сортов бумаги требуется войлок с грубой текстурой и малым поверхностным ворсом. При создании бумаги холодного прессования (NOT) используется более пористый и впитывающий войлок с более крупным слоем ворса. Бумага и войлок поступают в пресс-секцию, в которой происходит механическое выдавливание воды. Затем бумага (по-прежнему содержащая до 65 процентов воды) поступает на сушильные барабаны для паровой обработки на открытой сетке, которая поддерживает плотный контракт между бумагой и барабанами. При этом удаляются излишки воды.

Проклеивание акварельной бумаги в емкостях

На данной стадии лист полностью погружается в теплый раствор желатина. Это = процесс поверхностной проклейки, который обеспечивает акварельной бумаге хорошую стойкость к нанесению нескольких красочных заливок и выполнению ряда манипуляций. Бумага, впитав желатин, поступает на отжимные валики для удаления излишков раствора и далее на нагреваемые паром сушильные барабаны. Степень поглощения при поверхностном проклеивании у бумаги, изготовленной на круглосеточной бумагоделательной машине (с учетом полного погружения), значительно выше степени поглощения бумаги, проклеиваемой на крупных промышленных машинах. Высокие качества проклеивания достигаются в результате естественной обработки бумаги ручного отлива в емкостях-ваннах. Листы непроклеенной бумаги погружались в желатин, который полностью пропитывал каждый лист, затем их отжимали и выдерживали в течение 12 часов, после чего подвергались воздушной сушке на протяжении недели. Лицевую сторону листа можно определить, если держать его на просвет и прочитать водяной знак. Лицевая сторона бумаги полумеханического отлива хорошо определяется на ощупь: она воспроизводит выраженную фактуру войлока, хотя на практике можно успешно использовать обе стороны листа акварельной бумаги, проклеенной желатином, так как разница между ними совсем невелика.

Поверхность традиционной печатной бумаги полумеханического отлива не проклеена, хотя новые виды бумаги для струйных принтеров обладают поверхностным покрытием.

Бумага горячего прессования (Hot-pressed paper, или HP)

Гладкая поверхность, свойственная бумаге горячего прессования, достигается благодаря обработке листа валиками-каландрами, которые контролируют толщину и отделку бумаги. Что касается бумаги ручного отлива, то в ее изготовлении используется методика, известная как сатинирование и существующая уже на протяжении последних 100 лет. Отдельные листы бумаги прокладываются листами цинка и пропускаются между тяжелыми валиками. Характерная гладкая поверхность образуется в результате комбинации двух действий = приложения давления и скольжения.

Характеристики бумаги

Для описания основных особенностей бумаги для акварели и графики на Западе приняты три стандарта:

  • грубая, шероховатая (Rough),
  • бумага холодного прессования (NOT),
  • бумага горячего прессования или гладкая (HP).

В пределах этой классификации существует широкий диапазон бумаги различных фактурных поверхностей; все они изготавливаются разными производителями, которые используют самые многообразные типы войлока, способы обработки и отделки. На рынке представлена бумага горячего прессования, поверхность которой может быть гладкой как стекло; кроме того, некоторые виды этой бумаги обладают характеристиками, схожими с характеристиками бумаги холодного прессования. Бумага с грубой, шероховатой поверхностью настолько однородна по фактуре, что напоминает секции одних и тех же, бесконечно повторяющихся обоев. Другие виды бумаги предоставляют художнику основу с постоянно варьирующимся, произвольным и даже беспорядочным фактурным рисунком.

Для описания печатной бумаги существуют аналогичные стандарты, поэтому грубая бумага называется «Фактурной», бумага холодного прессования — «Бархатистой», а бумага горячего прессования — «Сатинированной».

  • Степень абсорбции. Характер бумаги определяется не только ее фактурой, но и степенью абсорбции. Бумага Waterleaf не содержит связующего вещества и сохраняет целостность своей структуры лишь благодаря прочности волокон. Такая бумага обычно используется при высокой печати. Другие виды бумаги, не обладающие значительным объемом связующего, называются «мягкими». Они играют особенно важную роль в графике, для выполнения которой требуется бумага определенной степени абсорбции. Мной уже были упомянуты сорта бумаги с внутренним и нейтральным методами проклеивания. процесс обработки бумаги в емкостях с желатином, а также процесс проклеивания поверхности. Многие виды бумаги для акварели и рисунка ручного отлива в настоящее время проклеиваются только изнутри — при использовании нового нейтрального связующего, о котором было рассказано. Это — приемлемый выбор для выполнения большинства операций, связанных с акварельной техникой, исключая, пожалуй, применение маскирующей жидкости. Жидкость может отслаиваться при стирании каких-либо композиционных элементов с поверхности основы. Если вы намерены использовать в работе маскирующую жидкость, то наиболее подходящей основой для этого будет бумага с поверхностным проклеиванием.

Художникам-акварелистам, как правило, такая бумага просто необходима. С другой стороны, некоторые художники, как, например. Эмиль Нолде или Джексон Поллак, считают японскую шелковичную бумагу (из тутового дерева, шелковицы) высокой степени абсорбции лучшей основой для работы в технике раскованных, непосредственных и одиночных мазков.

  • Вес. В настоящее время вес бумаги повсеместно измеряется в граммах на квадратный метр (г/м2) и варьируется в диапазоне от 12 (японская шелковичная бумага) до 640 (плотный и тяжелый картон для акварели). В производстве бумаги полумеханического отлива ее вес контролируется соотношением объема волокна к воде во влажном отделении бумагоделательной машины и, кроме того, скоростью вращения механизма.
  • Кислотная нейтральность (рН). Высококачественная чистая тряпичная (ветошная) бумага или бумага из химической волокнистой пульпы должна иметь нейтральный показатель рН, равный приблизительно 7. Обычно производители добавляют карбонат кальция в качестве буферного химического реагента для поглощения атмосферных кислот: это на практике означает, что показатель рН. как правило, находится в пределах от 7 до 9.

Многие уважаемые производители бумаги очень тщательно контролируют чистоту используемого целлюлозного волокна. Неустойчивость бумаги может быть вызвана добавками в пульпу: именно поэтому производители все чаще отказываются от применения старых смоляных или квасцовых связующих веществ для внутреннего проклеивания, предпочитая использовать нейтральные продукты новейших технологических разработок.

Бумага веленевая и верже

Термин «верже» относится к рисунку из горизонтальных и вертикальных линий, образуемых на поверхности бумаги проволочной сеткой формы, на которую поступает масса-пульпа. На поверхности бумаги верже образуется фактура из тонких линий, расположенных на близком расстоянии друг от друга и пересекающих под прямым углом более рассредоточенные (часто вертикальные) линии. Фактура веленевой бумаги, больше напоминающая поверхность холста, образована плетеной сеткой линий, что делает ее более цельной и однородной.

Высококачественная бумага для струйной печати

Производители акварельной и печатной бумаги полумеханического отлива осознают необходимость бумаги того же качества для живописцев, художников-графиков и фотографов, желающих напечатать ограниченный тираж какой-либо своей работы при использовании струйного принтера. В то время как скоротечный процесс обесцвечивания нестойких красителей в этом виде печати представляет собой одну из основных проблем для художников (всегда заинтересованных в длительном хранении отпечатков), использование новых продуктов, таких, как стойкая тушь Lysonic Archival Inks, вселяет в них уверенность в хороших светостойких характеристиках своих работ. Производители бумаги традиционных способов изготовления наносят специальное покрытие на одну или обе стороны листа для того, чтобы предотвратить расплывания красителя, а также улучшить впитываемость печатной краски.

Процесс натягивания бумаги

Бумагу можно натягивать практически на любую плоскую, очищенную, неабсорбирующую поверхность — от листа ламината до обработанной герметикой деревянной чертежной доски или куска толстого стекла. Поверхность при этом должна быть со всех сторон крупнее, чем сам лист бумаги.

Льняной холст

Термин «холст» применяется ко всем типам натянутой ткани, традиционно используемой художниками в качестве рабочих основ; они включают льняную, хлопчатобумажную и синтезированные человеком материалы, такие, как полиэстр. Шелк, пенька (конопля) и джут также использовались в прошлом. Начиная с XV века холст является очень популярной основой и остается таковым в наши дни, несмотря на то, что он нуждается в более пристальном внимании, осторожном обращении.

Лен

Льняной холст изготавливается из волокон растения Linum usitatissimum. Вид льна, волокно которого служит сырьем для холста, обладает длинным стеблем и почти не имеет ветвей в сравнении с масленичным видом, используемым для получения льняного масла. Последний характеризуется более коротким и разветвленным стеблем, а также более крупными семенами. Текстильный лен выращивается во всем мире, а Россия является его крупнейшим производителем. Считается, что в странах Запада лен высшего качества произрастает в провинциальных районах на «полоске» земли шириной 200 км, простирающейся от нижней Нормандии к Пикардии, Фландрии и далее в Голландию, которая сохранила богатейшие традиции выращивания льна.

Лен

Вегетационный период составляет приблизительно 100 дней; лен засевают в конце марта и собирают с июля до августа. Его не срезают, а скорее вытягивают из почвы, чтобы наиболее эффективно использовать длинные волокна льна, которые уходят глубоко в корень растения. В период созревания сперва наблюдается зеленая, затем желтая, темно-зеленая и, наконец, коричневая окраска. Высококачественное волокно производится из желтого растения.

Процесс производства

После удаления семян — процесса, называемого «чесание льна», — растение замачивается, т. е. подвергается разложению, чтобы разрушить структуру пектинов, связывающих волокна в единое целое. В процессе росения (или стлания) льна растение оставляют на полях для естественного разложения и гниения под воздействием росы и солнечного тепла; этот процесс занимает о 3 до 5 недель. При водной мочке лен пропитывается теплой водой при температуре 37°С в емкостях на протяжении 3–5 дней. После высыхания в течение 8–14 дней в копнах лен проходит стадию трепания, во время которой волокно отделяется от древесных отходов — костры. В течение этого процесса солома перерабатывается деревянными разрыхлительными валиками, затем перетирается и взбивается с помощью стальных лопаток турбины (трепальным билом). В результате образуются длинные волокна льна — от 60 до 90 см, и короткие льняные волокна, или очес, длиной от 10 до 15 см. Затем наступает стадия чесания льна, в течение которого происходит отделение длинных волокон от коротких (очес). Кроме того, длинные волокна образуют по отношению друг к другу параллельную направленность. Также удаляются любые оставшиеся отходы. Затем льняное волокно натягивается несколько раз до образования ровницы, которая, в свою очередь, наматывается на катушки-бобины. Ровница представляет собой очень тонкие, слегка закрученные пряди льняного волокна. Именно из ровницы изготавливается пряжа.

Варианты фактур

Существуют два метода прядения — сухое и мокрое. Оба метода оказывают значительное влияние на характер тканной льняной поверхности. Процессам сухого и мокрого прядения могут подвергаться как длинные (линейные), так и короткие (очес) волокна. Процесс мокрого прядения, во время которого ровница пропитывается теплой водой (60–70 °С) при постоянном скручивании, размягчает структуру пектинов, находящихся между короткими (6–60 мм) жилками-фибриллами в пределах нити волокна. Эти жилки скользят и переплетаются благодаря растягивающему и скручивающему действиям процесса прядения и образуют прочную, глянцевитую и слегка блестящую пряжу. В результате сухого прядения формируется пряжа более грубой структуры. Очесы, обработанные в процессе сухого прядения, имеют несколько больший объем ворса по сравнению с длинными волокнами той же обработки.

Используя пряжу различных видов, в течение прядения можно добиться многочисленных визуальных изменений основы полотна, т. е. нитей пряжи вдоль его длины, и утка — пряжи, проходящей в поперечном направлении. В изготовлении высококачественного холста для художников, важнейшим свойством которого является стабильность конечного продукта, основа и уток должны производится из пряжи одного вида. Наиболее прочный и стабильный льняной холст изготавливается с использованием длинных (линейных) волокон мокрого прядения как в основе, так и в утке. Такой холст обладает гладкой и «твердой» поверхностью без ворса; его фактура продиктована толщиной и весом пряжи.

В процессе плетения нитка основы испытывает значительное напряжение; переплетающий ее уток натягивается в меньшей степени. Если натяжение нити-основы ослабевает, она образует волну, что увеличивает ее растяжимость в сравнении с утком (когда холст натягивается, что называется, сразу «с ткацкого станка»). Для того чтобы избежать образования волны и распрямить пряжу, холст должен пройти стадию дегофрирования (т. е. снятия эффекта волн). Его необходимо натянуть, увлажнить и просушить. Затем следует снять холст с подрамника и натянуть его снова перед процессом нанесения связующего и/или грунтовки. Эта процедура заслуживает пристального внимания, так как способствует формированию более стабильной и устойчивой (в отношении размеров) ткани, которая после второго натяжения будет иметь более ровное напряжение на любом участке. Данная процедура, кроме того, в какой-то степени нейтрализует коэффициент релаксации напряжения, свойственный льняному холсту. Этот эффект заключается в том, что напряжение в структуре натянутого холста естественным образом ослабевает, если этому не оказывать определенное противодействие. В масляной живописи это явление не столь очевидно, поскольку ослаблению напряжения холста противостоит естественное сокращение масляной пленки; однако оно становится заметным при использовании на холсте акриловых красок.

Хлопчатобумажный холст

Хлопок

Хлопок начал широко использоваться в качестве текстильной основы для живописи только с 30-х годов XX века. Несмотря на более скромную по сравнению с традиционным льном популярность, хлопчатобумажный холст хорошего качества предоставляет художнику вполне приемлемую рабочую основу. В основном такой холст производится из двух разновидностей хлопчатника — растений Gossypium hirsutum и Gossypium barbadense. Растения культивируются один раз в год (продолжительность цикла составляет 175–225 дней) и достигают высоты от 25 см до 2 метров. Волокна хлопчатника представляют собой волокна ворса его семян — пушистые волоски, открывающиеся при расщеплении семенной коробочки.

еменная коробочка хлопка

В отличие от длинных волокон льна (так называемый «луб»), которые связаны между собой пектинами в составе стебля, волокно хлопчатника приходится отделять от семян механическим способом — этот процесс называется «очистка хлопка». Затем волокна подвергаются сжатию и образуют так называемые «кипы», после чего начинается процесс прядения и плетения полотна.

Лучший сорт хлопчатника выращивается в США (там этот вид называется sea island cotton); он обладает наиболее длинными волокнами (штапель). Их максимальная длина колеблется между 40 и 55 мм. Средняя длина штапеля, произведенного в США. обычно равна 25–30 мм.

Процесс производства

Высококачественный хлопчатобумажный холст представляет собой холст, что называется, «с ткацкого станка»: он не подвергается типичным методам отделки, которые используются при изготовлении большинства видов тканей бытового и промышленного назначения. Обработка такого рода основывается, как правило, на смоляных отделочных составах (несмотря на то, что используемые продукты не всегда являются исключительно смолами) и придает натуральному волокну устойчивость к сжатию и образованию складок и морщин. Поэтому натуральные волокна способны успешно конкурировать с синтетическими.

Существуют два основных метода обработки натуральных волокон. Первый заключается в осаждении химических элементов на волокнах посредством поликонденсации; второй — в применении химического элемента, вступающего в реакцию с целлюлозой волокна. При этом к положительным качествам — снижению тенденции к образованию складок и морщин, а также увеличению устойчивости в отношении размеров — добавляются такие, как повышенная хрупкость и ломкость волокна, а также потеря прочности на растяжение и сопротивления истиранию. Несмотря на то, что эти негативные изменения могут быть нейтрализованы в результате воздействия дополнительных химикатов, они по-прежнему дают серьезные основания (как химического, так и физического рода) для отказа от применения в живописи холстов подобной обработки.

Удаление дефектов с хлопчатобумажного холста

Хлопок не обладает высоким показателем упругого восстановления (эластичностью), что осложняет процесс удаления с натянутого холста случай-ных механических повреждений в виде вздутий и других характерных дефектов. Тем не менее в условиях мастерской художник может снизить риск и исправить небольшие выпуклости, слегка смочив обратную сторону холста водой.

Сравнение хлопчатобумажного и льняного холстов

По мнению многих, хлопчатобумажный холст по своим характеристикам значительно уступает льняному: любой художник, который дорожит качеством выполненной работы откажется от его использования. В действительности такая точка зрения имеет под собой очень мало оснований.

Бесспорно, льняные волокна, используемые для изготовления холста, существенно длиннее и прочнее волокон хлопчатника. Льняной холст в сопоставлении с хлопчатобумажным демонстрирует высокую устойчивость в отношении размеров, обладает меньшей деформативностью (т. е. степенью деформации) на единицу силы. Разумеется, художник, выбирающий между хлопчатобумажным и льняным видами холста, предпочтет последний. Однако факты говорят о следующем: плотный хлопчатобумажный холст хорошего качества — «с ткацкого станка» и весом 410–510 г/м2 — вполне приемлемая основа для выполнения светостойких живописных работ. Очень жаль, что производители готовых холстов используют хлопчатобумажную ткань низкого качества в производстве своей второсортной продукции. Именно этим объясняется растущее несоответствие в качестве между льняным и хлопчатобумажным холстами; в результате у художников складывается неблагоприятное и ложное представление о хлопчатобумажном холсте — оно неверно и отталкивает многих художников даже от попытки испытать холст в своей работе.

Сравнение химических и физических свойств

Между хлопком и льном существуют очевидные сходства. Простейшие основные единицы этих материалов идентичны. Если говорить о химическом составе, каждый из них состоит из целлюлозы. Хлопок и лен в сухом и влажном состоянии обладают схожей прочностью, а также быстрым влагопоглощением. Существующая между волокнами разница заключена в ориентации кристаллитов целлюлозы. Более высокая ориентация кристаллитов в волокнах льна обусловливает их значительную прочность и гладкость; впрочем, эти преимущества нивелируются их повышенной чувствительностью к абразивному истиранию. Более того, степень чувствительности существенно увеличивается во влажном льне.

Фактура и прочность

В гладкотканом полотне, используемом большинством художников, лен и хлопок обнаруживают совершенно различные виды фактурной поверхности. Лен обладает выраженной и характерной фактурой; она по сравнению с фактурой хлопка более разнообразна и зависит от веса и плотности плетения, а также длины волокон, которые использовались в изготовлении пряжи. Хлопчатобумажный холст способствует созданию более однородных видов фактуры; в соответствии с критериями качества, принятыми среди художников, он выткан более плотно и поэтому значительно тяжелее льняного.

В свою очередь, легкий хлопчатобумажный холст в сравнении с легким льняным менее прочен. Как правило, льняной холст более легких видов используется чаще хлопчатобумажного, так как тяжелый хлопчатобумажный (парусиновый) холст весом 410–510 г/м2 может быть так же прочен, как обычный льняной. В действительности, как показывает практика, более толстые виды пряжи (образующие, например, хлопчатобумажное полотно) деградируют медленнее, чем тонкие виды.

Деградация (ухудшение свойств)

Фактически степень деградации под воздействием света у хлопка меньше, чем у льна.

Другие виды эластичных основ

Художники использовали в прошлом множество эластичных основ: пергамент, веленевая бумага (восковка) и др. В настоящее время эти материалы не применяются. Тем не менее появились новые синтетические основы, такие, как полиэстровая парусина, демонстрирующие великолепные характеристики.

Полиэстровая ткань

В производстве холстов для живописи используется целый ряд синтетических тканей, включая полипропилен, нейлон и полиэстр. Наиболее качественным среди них оказался полиэстр, обладающий превосходной адгезией к краске. Полиэстр выпускается в широком весовом диапазоне — от 20 г/м2 до 540 г/м2, и, несмотря на то, что ширина стандартного полиэстра составляет лишь 90 см, у производителей парусины можно приобрести полотно шириной 2 метра. Парусина из полиэстра — гладкотканый материал очень плотного плетения и потому он чрезвычайно прочен. По окончании процесса плетения полотно подвергается нагреванию, в результате чего каждая прядь сжимается необратимо, образуя более плотную и устойчивую в отношении размеров ткань. При использовании в качестве паруса такая ткань покрывается смоляным составом, но как основа для живописи она используется без какого-либо покрытия и отделки.

Характеристики полиэстра

Полиэстровая ткань обладает качествами, которых нет у известных нам льна и хлопчатника. Во-первых, ей свойственна более высокая прочность и долговечность, а также значительная степень сопротивляемости агрессивному воздействию кислот Во-вторых, он впитывает небольшой объем влаги — всего 0,4 процента воды в условиях относительной влажности 65 процентов (для сравнения, у льняного холста этот показатель равен 12 %). В-третьих, полиэстр имеет исключительную устойчивость и стабильность в отношении размеров. И, наконец, в-четвертых, полиэстр обладает хорошим восстановлением.

Лучшей основой для живописи является прочная, упругая ткань, обладающая значительным сопротивлением растяжению (т. е. не теряющая своей первоначальной формы), и в этом отношении полиэстр намного превосходит традиционные основы. Он обладает хорошим сопротивлением растяжению, но при этом сохраняет свою эластичность. Это — желанная и принципиально важная характеристика, поскольку такому жесткому материалу, как полиэстр, требуются более низкие величины нагрузок и напряжения (по сравнению с менее жесткими льном или хлопчатником), чтобы достичь уровня натяжения, необходимого для ткани, которая используется в качестве основы. Ожидаемый эффект заключается в снижении величины напряжения в слоях красок при меньших нагрузках, возникающих в слоях связующего или масла в периоды, когда падает значение относительной влажности.

Единственный фактор, который настораживает производителей художественных материалов (и. следовательно, препятствует распространению полиэстрового холста в качестве основы для живописи), это — фактура плетения, заметно отличающаяся от фактур традиционных основ. Некоторые виды ткани покрыты поверхностным ворсом, который способствует хорошей адгезии при работе густыми, плотными живописными материалами. Кроме того, художник может зачистить этот ворс наждачной бумагой между слоями грунтовки.

Натягивание полиэстрового холста

Процесс натягивания полиэстрового холста практически аналогичен процессу натягивания льняного или хлопчатобумажного холстов.

Подготовка эластичных основ

Целью процесса натягивания холста является создание упругой основы с одинаковой степенью напряжения в любой ее точке. При этом нити основы и утка должны быть параллельны соответствующим планкам подрамника. Жесткость подрамника — важнейший фактор в механической структуре картины, выполненной на эластичной основе. Большинство современных подрамников изготавливается в процессе машинного производства. Подрамник имеет угловые (шиповые) соединения со скосом 45°; они могут раздвигаться с помощью распорных клиньев. Подрамники, как правило, изготавливаются из древесины мягких сортов, различной ширины и толщины в зависимости от размеров картины. Лицевая сторона планок слегка скошена вовнутрь, чтобы предотвратить образование на поверхности картины рубцов — линий от внутренних краев планок подрамника.

Отделы консервации и реставрации музеев в отличие от художников используют в работе более прочные и массивные подрамники. В центральной части крупных подрамников предусмотрены гнезда (пазы) для крепления дополнительных поперечных планок. С их помощью можно снизить вероятность прогибания и деформации, когда подрамник находится в состоянии напряжения и испытывает нагрузки.

Проблемы использования подрамников

Существуют три основные проблемы, связанные с использованием подрамников традиционного изготовления: они касаются степени напряжения, сжатия и образования трещин.

Степень напряжения

Основной недостаток традиционных подрамников заключается в величине натяжения и нагрузки, которым подвергается холст. Несмотря на то, что края подрамника предварительно обрабатываются станком-рубанком, нити холста деформируются, а сам холст испытывает концентрированные нагрузки, когда его края загибаются за углы подрамника.

Продолжительная нагрузка вызывает расщепление холста вдоль края подрамника, поля крепления отделяются от собственно картины, а края холста нуждаются в выравнивании. Отделы консервации и реставрации музеев буквально заполнены картинами, которые были повреждены именно таким образом.

Кнопки (гвозди с широкой шляпкой) или скобы для крепления холста осложняют общую ситуацию, создавая дополнительные точки напряжения. В этом отношении крупные скобы лучше кнопок (гвоздей); их следует крепить на очень близком расстоянии друг к другу вдоль планок подрамника.

Попытка модернизации конструкции подрамника, проиллюстрированная ниже, значительно увеличивает продолжительность «жизни» холста, несмотря на то, что для этого требуется существенная модификация конструкции, соединений и пазов рамы картины, чтобы качественно расположить в ней обновленный подрамник.

Ровное распределение напряжения и нагрузок.

Данная проблема может быть решена при использовании подрамника с полностью округленным профилем планок. Таким образом, можно снизить до минимума деформацию нитей холста(неизбежно возникающую на поверхности прямых углов). В результате нагрузка на этих участках будет распределена по кривой более равномерно.

Образование трещин

Конструкция традиционных подрамников усиливает концентрацию нагрузок холста на угловых участках соединений. Если холст натянут слишком туго, воздействие этих нагрузок приведет к образованию трещин и разрушению пленки краски. Это хорошо видно на многих полотнах старой живописи — «узор» трещин тянется (под углом 45° к прямым углам подрамника) вглубь картины и только ближе к ее центру становится менее заметным. Эта проблема может быть решена, если ослабить натяжение холста на угловых участках.

Сжатие

Если картина, покрытая плотным слоем проклейки, оказывается в условиях очень сухой среды, ей угрожает такое явление, как сжатие. Жесткая конструкция подрамника не допускает сокращения, поэтому в структуре слоев краски может возникать напряжение, что вызовет образование трещин.

Вы можете смягчить тяжелые последствия этого явления, ослабив концентрацию раствора связующего.

Как собрать подрамник и натянуть холст

Большинство художников приобретают рулоны чистого, негрунтованного холста подходящего веса и обработанного производителем, подрамники: при этом они предпочитают самостоятельно и вручную собирать данные элементы в единое целое. Необходимо убедиться в прочности составных частей подрамника, их способности удерживать картину конкретных размеров.

1 Соберите элементы подрамника в единую конструкцию и отрежьте холст по периметру подрамника, предусмотрев «запас» холста для загиба и крепления.

2 В центральной части одной из длинных планок подрамника закрепите холст с помощью трех скоб.

3 Тем же способом закрепите холст на противоположной стороне (а затем посередине двух других планок). Закрепите холст на каждом из углов временными скобами.

4 Закрепите холст несколькими скобами в направлении от центра к углу каждой планки подрамника так, как показано на иллюстрации. Удалите временные скобы с углов.

5 В каждом углу соберите холст в две складки; одну складку накройте другой и прикрепите холст к подрамнику с помощью скоб. Таким образом вы обеспечите равную степень натяжения на всем пространстве холста (включая углы).

6 Правильно вбейте в подрамник клинья и убедитесь в том, что направление волокон на клиньях не параллельно планке подрамника.

Раскисление (нейтрализация кислот)

Как уже упоминалось, что льняной холст должен быть дегофрирован (т. е. пройти стадию удаления эффекта волн). Его необходимо натянуть, смочить, просушить и затем снова натянуть перед процессом грунтования. Разработан и другой эффективный процесс, который, как показало исследование, проведенное специалистами Института Куртолда (Courtauld Institute) в Лондоне, — способен увеличить вдвое продолжительность жизни полотна: это — процесс раскисления или нейтрализации кислот в составе холста.

Существуют специальные средства для нейтрализации кислот, но все они довольно дороги для обработки холстов крупных размеров. Есть простейшая альтернатива — нанести кистью, распылителем в аэрозоли или пропитать холст растворами гидроксида кальция или бикарбоната магния. Они просты в приготовлении, доступны и нетоксичны.

Использование гидроксида кальция

Размешайте 2 грамма свежего гидроксида кальция в 1 литре дистиллированной воды и дайте раствору возможность отстояться. Затем слейте раствор с осадка или профильтруйте его, чтобы он стал чистым и прозрачным. Раствор годен к использованию приблизительно в течение недели при условии хранения в плотно закрытых стеклянных или полиуретановых емкостях.

Использование карбоната магния

Смешайте 9 грамм гидроксида магния или — что несколько хуже — 1,5 грамма светлого карбоната магния (лабораторного качества) с 0,5 литра дистиллированной воды и влейте раствор в сифон.

Грунтование холста

После натягивания холста его необходимо загрунтовать. Очень важно соблюдать именно этот порядок работы: если загрунтовать холст перед натягиванием на подрамник, слой грунтовки создаст дополнительное напряжение, которое в сухой среде будет возрастать.

С другой стороны, при грунтовании уже натянутого холста сама грунтовка не подвергается каким-либо негативным воздействиям, а напряжение в типичной картине будет ограничено приблизительно до 0,2 процента. Процесс грунтования основ для масляной живописи можно разделить на две части: проклеивание и нанесение грунтовки.

Обработка холста клеевым составом (проклеивание)

По мнению специалистов, обработка холста клеевым составом защищает его от вредного окисляющего воздействия масел в слоях грунтовки или красок. Впрочем, содержание масел в масляных грунтах составляет лишь 12 процентов, поэтому они никак не могут представлять собой серьезную проблему. Лен разрушается благодаря окислению в условиях света или темноты и нет никаких оснований полагать, что связующее значительно замедляет процесс его деградации. Кроме того, высказывается мнение, что клеевой состав препятствует прохождению компонентов грунтовки на обратную сторону льняного холста.

Температура связующего

В течение XIX века, когда процесс изготовления льняных холстов полностью перешел от самих художников под контроль мелких производителей и торговцев красками, последние стали наносить клей в виде холодного геля, который создавал эффективную поверхностную герметику и обусловливал возможность нанесения очень тонких слоев масляной грунтовки на основе свинцовых белил и мела. Тем не менее, если картина попадала во влажную среду, грунтовка вместе с нанесенными на ее поверхность красками просто «отпадала» от проклейки. Специалисты утверждают, что клей следует наносить в холодном или слегка теплом (но не горячем!) состоянии, чтобы не допустить его впитывание волокнами холста. И опятьтаки нет никакой серьезной и достаточной информации о вредных последствиях применения горячего проклеивания. На самом деле, бывают случаи, когда «поведение» клея можно расценивать как балансирующий фактор, сглаживающий изменения, испытываемые холстом в условиях варьирующихся значений влажности. По мере увеличения влажности клей смягчается и разбухает: поэтому в процессе сжатия холста при величине относительной влажности (RH) 85% клей в пределах волокон холста начинает противодействовать этому напряжению.

Сжатие

Основной проблемой, связанной с применением гигроскопичных клеев в качестве составного элемента всей системы картины, являются сухие условия, которые по сравнению с влажными наиболее типичны для живописи. Если холст покрыт плотным слоем клея (достаточно плотным, чтобы считать его отдельным, обособленным слоем), он становится наиболее мощным компонентом всей образующейся системы. В этих условиях холст находится в расслабленном состоянии, слой клея — активен и чрезвычайно напряжен, а слои красок испытывает лишь незначительную нагрузку.

Нанесение клея на холст.

Нанесите на поверхность холста теплый клеевой состав с помощью широкой щетинной кисти.

В результате сжатия клеевого слоя происходит натяжение холста и усиливается нагрузка в слое красок, что вызывает образование трещин в пленке и отслаивание красок. Эта проблема очень характерна для огромного числа картин XIX века.

Защита холста с обратной стороны

Степень деградации (ухудшение свойств и разрушения) может быть заметно снижена при использовании любых средств, предотвращающих открытый контакт частиц грязи и обратной стороны холста. Использовавшийся в XIX веке двойной слой холста (где нижний слой покрывался грунтовкой с наружной стороны) показал, что защищенный таким способом льняной холст сохраняется значительно лучше обычных современных основ. Можно натянуть на подрамник полиэстровую ткань плотного плетения и затем на ее поверхность натянуть льняной холст.

Доска в качестве задника помогает предотвратить холст от случайных ударов. Все эти мистические утверждения о том, что «картина должна дышать» — полный абсурд. Безусловно, лучшая защита для холста — полная его изоляция от окружающего мира. Единственная такая защита — блестящий слой на поверхности картины — художники используют слой лака, чтобы защитить лицевую сторону холста от грязи.

Использование задней панели

Задняя панель, изготовленная из листа оргалита или бескислотного картона, защитит заднюю часть холста, способствуя стабилизации окружающей картину среды. Крепится с помощью скоб или кнопок (гвоздей с широкой шляпкой).

Напряжение и эластичность

Материалы, предназначенные для грунтования холста, поразному реагируют на процесс старения и саму основу, что вызывает определенные проблемы, касающиеся напряжения и эластичности.

Масляные грунтовки становятся более хрупкими, но не создают напряжение в той степени, которая характерна для клеевого связующего (см. выше).

Мягкие акриловые грунтовки на ткани придают всей структуре чрезмерную гибкость, что недопустимо для масляной пленки. Они более применимы для масляной живописи на более жестких (типа парусины) полиэстровых тканях.

Источник: opox.ru
Источник: http://www.my-article.net/get/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8E-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82



Холст для акварели

Холст для акварели

Холст для акварели

Холст для акварели

Холст для акварели

Холст для акварели

Холст для акварели

Холст для акварели